Сегодня на заседании Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрены поправки депутатов к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
При обсуждении документа в первом чтении и комитеты ГД, и депутаты в зале высказывали большое количество опасений, касающихся потенциальной отмены проведения археологических изысканий перед началом строительства, угрозы застройки заповедных территорий озёра Байкал и иных ООПТ, аналогичной угрозы ценным сельхозземлям и ликвидации перечня важных согласительных процедур при коммерческом строительстве. Ровно по этим же причинам законопроект вызвал резонанс и в публичном пространстве. Все вышеперечисленные опасения были зафиксированы в постановлении ГД обязательной задачей для решения, с поручением нашему комитету учесть их поправками ко второму чтению.
По итогам совместной работы 7 комитетов-соисполнителей, профильных министерств и экспертов, а также сегодняшнего заседания комитета сформирован текст ко второму чтению, в котором основные моменты:
1. Новое строительство на Байкальской природной территории не допускается. Территория Байкала останется полностью защищенно, как и сейчас. Исключение только для объектов БАМа и Транссиба, строительство которых регулируется отдельными действующими специальными положениями.
«Это наша принципиальная позиция, которая подержана правительством и отражена в поправке за моей подписью», – отметил председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
2. Особо охраняемые природных территории (ООПТ) и особо ценные сельхозземли защищены от нового строительства. Эти территории выводятся из под действия законопроекта. Строительство на таких территориях, как и прежде, возможно только с учетом требований к режиму соответствующих земельных участков, установленных соответствующими федеральными законами.
«Строительство и реконструкция любых объектов инфраструктуры будет осуществляться исключительно с соблюдением природоохранного и экологического законодательства», – уточнил Сергей Пахомов.
3. Экспертиза объектов археологического наследия сохраняется на исторически ценных территориях.
В процессе консультаций с научным сообществом было найдено общее решение: обязать Правительство России определить виды работ, перед которыми необходима экспертиза территорий в связи с возможностью при выполнении таких работ повредить находящиеся под землей или водой археологические артефакты, а также иные случаи объективной необходимости такой экспертизы в этих целях. На таких территориях будет действовать существующий порядок. На всей остальной территории – в сокращенном объеме.
«В целом все участники процесса признают, что действующие сегодня нормы избыточны и существенно тормозят строительство. Вместе с тем, полностью отказываться от них нельзя. Рациональный компромисс между охраной археологического наследия и снятия избыточных барьеров в инвестиционном развитии территорий в сложный период действия экономических санкций, найден», – отметил Сергей Пахомов.
Так же был утверждён исчерпывающий перечень видов приоритетных объектов инфраструктуры, которые могут быть построены в упрощённом порядке и для которых Правительство сформирует сам этот упрощённый порядок согласований. В него вошли только объекты инфраструктуры, необходимые для реализации государственных целей и задач:
- магистральные газопроводы, нефтепроводы, объекты энергетической инфраструктуры,
- объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляется в целях сокращения дефицита таких объектов на территории населенного пункта,
- объекты промышленной инфраструктуры, обеспечивающие создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, а также производство продукции, не имеющей российских аналогов, производство энергоэффективных строительных материалов.
Также в законе отражена обязанность Правительства формировать и утверждать конкретные перечни таких объектов, с учётом разрешённых законом видов.
«Обращаю внимание, речь идёт о возможности строить в упрощённом порядке только государственные объекты. Частник инвестиционные стройки проходят стандартные процедуры согласований», отметил Сергей Пахомов.
Так же не стоит забывать, что срок действия так называемого «транспортного закона» (до 31 декабря 2024 г.) не меняется.
«В целом, в сложившейся геополитической и экономической ситуации реализация законопроекта позволит существенно (примерно на 1 год) сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением граждан. Именно такое поручение дал Президент несколько дней назад по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ», – заключил Сергей Пахомов.
Все замечания комитетов-соисполнителей, которые были высказаны изначально и отражены в постановлении ГД по итогам принятия законопроекта в первом чтении учтены. Законопроект будет рассмотрен во втором чтении на следующей неделе.
Источник: Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству