Сенатор Сергей Лукин: Федеральному «Единому заказчику в сфере строительства» необходимо организовать плотное взаимодействие с регионами

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин выступил на совещании, посвященном реализации Стратегии развития публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». Мероприятие состоялось на площадке Совета Федерации 23 марта.

«В целях эффективной реализации федеральных целевых программ и национальных проектов 1 февраля 2021 года путем слияния и преобразования шести федеральных казенных учреждений, выполняющих функции госзаказчика, на основании соответствующего закона и постановления Правительства, была создана публично-правовая компания (ППК) «Единый заказчик в сфере строительства». Она осуществляет функции заказчика строительства крупных и уникальных объектов, финансируемых из федерального бюджета, которым ранее занимались подразделения министерств и ведомств», — напомнил Сергей Лукин.

На сегодняшний день «Единый заказчик» реализует 156 проектов в восьми федеральных округах, в основном это строительство и реконструкция медицинских центров, спортивных залов, театров, цирков, музеев. По оценке руководства публично-правовой компании, около четверти от общего количества составляют проблемные объекты, в том числе долгострои.

Стратегия развития ППК, согласно действующим нормативным положениям, должна быть представлена не позже чем спустя год после ее образования. Руководствуясь этим документом, компания будет вести свою деятельность в рамках горизонта планирования до 2024 года.

Генеральный директор публично-правовой компании «Единый заказчик в строительстве» Карен Оганесян сообщил, что целью Стратегии является повышение эффективности использования средств федерального бюджета при осуществлении ППК мероприятий по обеспечению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности РФ.

Обсуждение проекта документа, развернувшееся в ходе совещания, было предметным и содержательным.

Обращаясь к генеральному директору ППК Карену Оганесяну, сенатор Сергей Лукин обозначил проблемную ситуацию, характерную для большинства регионов: «Как приоритетная задача, в Стратегии развития ППК «Единый заказчик в сфере строительства», указано эффективное расходование бюджетных средств. Сегодня в каждом регионе работает служба Единого заказчика. Нет необходимости в создании дополнительных структур для взаимодействия с ППК и Минстроем, определяющим политику в области строительства – с этим в полной мере способны справиться уже существующие в субъектах федерации подразделения, накопившие значительный опыт. Однако, по сообщениям целого ряда региональных служб Единого заказчика, такое взаимодействие фактически отсутствует».

Парламентарий предложил распространить практику точечных совместных действий, о которой упомянул в своем докладе глава публично-правовой компании Карен Оганесян, на все регионы Российской Федерации, поскольку стоит общая задача сокращения инвестиционно-строительного цикла, снятия административных барьеров, подготовки квалифицированных кадров, информирования о внедрении новых прогрессивных технологий в строительной отрасли.

«Федеральному «Единому заказчику в сфере строительства» необходимо организовать плотное взаимодействие с регионами. Сегодня из субъектов федерации, муниципальных образований вам предоставят большой объем качественной информации о том, что нужно доработать, чтобы действительно вышел продукт, который сегодня все ждут», — заявил Сергей Лукин.

Кроме того, сенатор обратил внимание Карена Оганесяна на недостаточную информационную открытость публично-правовой компании.

Так, в Воронеже в сентябре 2021 года состоялись торги на реконструкцию здания Цирка, построенного в 1972 году. На эти работы в рамках федеральной адресной инвестиционной программы из бюджета страны предусмотрена сумма 1,74 млрд рублей. Ответственным за комплексную реконструкцию, которая должна завершиться в 2024 году, выступает «Единый заказчик в сфере строительства». При этом никакой информации о ходе работ в публичном информационном пространстве обнаружить невозможно. По мнению сенатора, деятельность компании нуждается в большей открытости.

Руководитель ППК согласился с критикой в адрес информационной политики компании и сообщил: «По воронежскому Цирку – объект проектируется, планировочные решения уже согласованы. В июне планируем зайти в экспертизу. Но, к сожалению, об этом не знают жители региона, Вы абсолютно правы. Поэтому мы эту информацию будем раскрывать». Карен Оганесян пообещал освещать процесс реконструкции, в том числе и в региональных СМИ.

Еще одним острым вопросом, который поднял в своем выступлении Сергей Лукин, стала работа публично-правовой компании в условиях взрывного роста цен на строительные материалы. Ведь, по его мнению, без решения этой проблемы применительно к объектам, находящимся в ведении ППК, эффективность расходования бюджетных средств – одна из главных функций «Единого заказчика» – стремится к нулю.

Генеральный директор публично-правовой компании пояснил, что если с ценами на металл благодаря поддержке Председателя Правительства РФ и Минстроя России некоторые положительные подвижки произошли, и объекты смогли получить продукцию по сметной стоимости, то по остальным группам стройматериалов сложилась крайне сложная ситуация.

«Сегодня рост цен от 30 до 100% на всё российское, не говоря уже об импортном. Здесь мы рассчитываем на парламентскую поддержку. Мы одни не решим эту проблему. Только совместный труд с участием Минпромторга и жестким давлением на производителей строительных материалов может принести результат», — заключил Карен Оганесян.

Также участники совещания рассмотрели ряд дискуссионных вопросов.

В частности, ППК «Единый заказчик» предложила ввести в России механизм параллельного проектирования и строительства, что могло бы ускорить возведение социально значимых объектов.

Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова со своей стороны выступила против такого механизма.

«Мы часто концентрируемся на сокращении затрат и сроков строительства, но дальше все вопросы, которые возникают, к сожалению, переходят в эффективность эксплуатации», — отметила она. По словам аудитора, важна эффективность не только строительства, но и эксплуатации, потому что затраты на содержание объектов тоже должны сокращаться за счет применения новых технологий и современного оборудования.

Кроме того, Карен Оганесян предложил упростить регистрацию недостроев в официальном статусе объектов незавершенного строительства, что поможет эффективнее с ними работать.

Еще одна инициатива публично-правовой компании касается реализации проектов «под ключ», когда в один контракт включены проектирование, строительство и поставка оборудования. Это позволит вводить в эксплуатацию объекты быстрее и качественнее.

По итогам совещания было принято решение одобрить в целом представленную Стратегию развития ППК «Единый заказчик в сфере строительства», затем документ будет доработан с учетом предложений и пожеланий сенаторов.

«Стратегия развития – это базовый документ, которым ППК «Единый заказчик в сфере строительства» будет руководствоваться в своей деятельности на протяжении достаточно продолжительного времени. В ней должны быть учтены все те вызовы, с которыми сталкивается наша страна в ситуации мощного санкционного давления. Комплекс проблем, которые предстоит решить, очень серьезный. Совет Федерации и далее будет всемерно содействовать совершенствованию деятельности публично-правовой компании», — подытожил сенатор Сергей Лукин.

Источник: Комсомольская правда