Эксклюзив: Карен Оганесян о перспективах реконструкции и строительства федеральных объектов культуры в Москве

В преддверии Нового года состоялась встреча генерального директора публично-правовой компании (ППК) «Единый заказчик в сфере строительстве» Карена Оганесяна с пулом профильных журналистов, отмеченных благодарностями за активное и всестороннее освещение деятельности компании. В свою очередь по представлению «Московской перспективы» Карен Оганесян получил диплом от Союза журналистов Москвы за образцовое исполнение профессионального долга в условиях особого риска. В ходе предпраздничной беседы участники встречи обсудили перспективы развития строительной отрасли и особенности работы с наиболее сложными и интересными проектами в Москве.

Сегодня в работе у компании порядка 150 социально значимых строек в разных регионах страны, из них порядка 20 так называемых «проблемных объектов». География проектов компании простирается от Дальнего Востока до западных пределов России. При этом каждый объект имеет большое социальное, культурное, образовательное или спортивное значение для своего региона или даже всей страны. Вместе с тем, в ряду наиболее сложных проектов на виду у общественности находятся те, что расположены в Москве.

Например, одним из наиболее заметных объектов в портфеле компании является здание Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) на юго-западе столицы. Напомню, здание библиотеки построили в середине 1970-х годов по проекту архитекторов Якова Белопольского, Ефима Вулыха и Льва Мисожникова. В результате пожара 2015 года большая часть здания была утрачена. Тогда произошло обрушение конструкций, которые пришлось разбирать.

При разработке проекта архитекторы опирались на эскизы и архивные фотографии. Таким образом, внешний облик, высотные отметки и габариты здания сохранили, при этом были учтены современные строительные нормы и противопожарные требования. В свое время отличительной особенностью здания были световые фонари на крыше, они также нашли отражение в новом проекте. Вместе с тем внутренние планировки объекта претерпели изменения: значительно увеличилась площадь хранения книг, а в подземной части разместилось новое фондохранилище. Большое внимание уделено самой системе хранения, которая стала значительно удобнее и безопаснее. Помимо этого, увеличилась площадь конгресс-центра, добавились зоны отдыха и кафе. В настоящее время завершаются внутренняя отделка, благоустройство территории и пуско-наладочные работы, и в целом работы по восстановлению здания походят к концу. Переезд Института на историческое место в новое здание ожидается в следующем году.

Еще одно знаменательное событие – в 2022 году будет, наконец, поставлена точка в истории известного всем долгостроя в центре столицы — после 8 лет реконструкции откроется обновленный и отреставрированный корпус Литературного института имени А.М. Горького на Тверском бульваре, известного как Дом Герцена. Здесь обучают будущих поэтов, прозаиков, переводчиков, литературных критиков. Литинститут располагается в четырех исторических корпусах усадебного комплекса, который сам по себе является объектом культурного наследия федерального значения. Работы здесь начались в 2016 году, и позднее по разным причинам приостанавливались. Однако на сегодня все сложные вопросы решены, получена проектная документация, мы приступаем к работам.

Хочу отметить, что простых проектов, изначально имеющих понятные, однозначные  решения, нет. Каждое здание индивидуально и имеет свои уникальные особенности, что требует «ручного» режима работы и высокой вовлеченности в решение проблем. Таким примером может служить проект реконструкции детского музыкального театра им. Наталии Сац в Москве. С момента открытия здания и до нынешнего времени в театре ни разу не проводились капитальный ремонт, технологическое переоснащение или реконструкция, в том числе основной сцены. И лишь в 2016 году начались работы по реконструкции. Здесь стоит отметить особые обстоятельства – у подрядчика до недавнего времени не было финансовых возможностей для осуществления проекта. Благодаря в том числе и нашим усилиям, буквально на днях была обеспечена выдача кредита подрядчику, что позволит запустить работы теперь уже с совершенно другой скоростью. По нашим оценкам, основные работы по этому объекту будут завершены в 2022 году, а ввод в эксплуатацию состоится в 2023 году. В результате реконструкции фактически появится новый театр, отстроенный по современным технологиям.

Помимо этого, мы принимаем участие в строительстве нового здания Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Напомню, комплекс планировалось возвести еще с 2007 года, при этом концепция и проектная документация неоднократно менялись. В 2013 году был проведен закрытый конкурс, по итогам которого победил проект архитектурной мастерской «SPEECH Чобан & Кузнецов» под руководством Сергея Чобана, однако впоследствии объективные и субъективные сложности превратили объект в типичный долгострой. На сегодня выпущено соответствующее распоряжение Правительства РФ, сейчас ведутся закупочные процедуры. Мы надеемся в 2022 году возобновить активные строительные работы на объекте.

Напомню, что в ведении ППК «Единый заказчик в сфере строительства» есть и другие столичные проекты, реализация которых продолжится в ближайшие годы. По заявкам профильных Министерств и других федеральных структур в работу компании будут ежегодно попадать все новые и новые объекты.

 

Источник: газета «Московская перспектива»