Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» создана 1 февраля 2021 года в соответствии с федеральным законом от 22.12.2020 № 435-ФЗ путем реорганизации с одновременным сочетанием преобразования и слияния шести федеральных казенных учреждений, определенных Правительством Российской Федерации, в целях осуществления функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся или будут находиться в государственной собственности Российской Федерации.
ППК «Единый заказчик», являясь правопреемником обязательств указанных учреждений, является также и правопреемником нерешенных и существующих проблем в отношении переданных Компании объектов.
В связи с этим, значительная часть изложенных в Заключении Счетной палаты Российской Федерации замечаний и недостатков перешла к Компании вместе с переданными и включенными в программу деятельности ППК «Единый заказчик» объектами капитального строительства. Это касается особенно вопросов переноса сроков ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, необходимости внесения корректировок в проектно-сметную документацию с последующим получением положительного заключения государственной экспертизы и наличия неисполненных бюджетных ассигнований.
На сегодняшний день ППК «Единый заказчик» контролирует строительство 170 объектов в 38 регионах нашей страны от Калининграда до Сахалина. По итогам двухлетней работы публично-правовая компания завершила строительство 29 социально значимых объектов. Среди них: Литературный институт имени Горького в Москве, центр водных видов спорта для Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в Краснодаре, Музей космонавтики Циолковского в Калуге, зал спортивной гимнастики тренировочного центра «Озеро Круглое», Федеральный детский реабилитационный центр в Подольске, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук в Москве, административные здания Федеральной налоговой службы в Уфе, Химках, Кемерове и другие.
При этом все 170 объектов, включенных в программу деятельности Компании, находятся в различной степени готовности. Объектами же незавершенного строительства, внесенными в реестр незавершенных объектов капитального строительства, являются всего лишь три объекта: Административное здание налоговых служб в г. Екатеринбурге Свердловской области, здание филиала МХАТ имени А.П. Чехова (Александринский театр) г. Москва, Централизованный архив налоговых органов Ставропольского края, г. Ставрополь.
Также в 2022 году «Единым заказчиком» приняты необходимые управленческие решения с целью обеспечения максимально возможного темпа производства работ по объектам Компании и кассового исполнения средств федеральной адресной инвестиционной программы.
Если в 2021 году Компании удалось завершить строительство 11 социально значимых объектов, то в 2022 году уже 18.
Значительная часть объектов, переданных компании, носит характер уникальных и сложных, которые строятся на территории Российской Федерации в единичных экземплярах. Типовая проектная документация по таким объектам не может быть применена. Кроме того, в большинстве случаев по таким объектам отмечается необходимость их перепроектирования, что также приводит к переносу сроков их ввода в эксплуатацию.
Высокий уровень авансирования строительных работ обусловлен возникшей в 2022 году непростой ситуации для страны и необходимостью поддержки строительной отрасли, в связи с чем постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» главные распорядители средств федерального бюджета обязаны предусматривать в заключаемых государственных контрактах, подлежащих казначейскому сопровождению, авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы контракта.
По вопросам кассового исполнения и обеспечения соразмерной приемки выполненных работ:
– в 2022 году продолжен процесс увеличения количества объектов капитального строительства передаваемых в работу компании (как вновь начинаемых объектов, так и ранее начатых строительством «проблемных» объектов других распорядителей бюджетных средств) – в ФАИП включены дополнительно 61 объект;
– в 2022 году кратно увеличились доведенные бюджетные ассигнования согласно сводной бюджетной росписи: увеличение с 42,6 млрд. руб., предусмотренных законом о бюджете № 390-ФЗ, до 160,2 млрд. руб., предусмотренных сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2023 г., т.е. более 370%).
Указанные факты в совокупности с изложенными выше обстоятельствами и наличия значительного количества «унаследованных» объектов привело к установленному Счетной палатой Российской Федерации соотношению кассового исполнения и приемки выполненных работ.