Интервью: Карен Оганесян рассказал «Вестнику Главгосэкспертизы» о проектах «Единого заказчика»

Сен 12, 2024

В третьем номере журнала «Вестник государственной экспертизы» за 2024 год вышло большое интервью генерального директора ППК «Единый заказчик» Карена Оганесяна.

— Карен Гаспарович, сколько в целом введенных объектов на счету компании как основного Застройщика по объектам госзаказа и какие из них вы могли бы выделить?

— Сегодня, если взять статистику с 2021 года, то мы уже приближаемся к 60 реализованным объектам в рамках федеральных программ, а также более 2000 — в новых регионах. Ведем полноценную работу по всей России.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее про объекты в новых регионах.

— Если рассматривать тему предметно, то я выделю несколько объектов. Например, больница интенсивного лечения в Мариуполе — достаточно сложный проект. Наша задача состоит в том, чтобы не просто восстановить больницу: в действующие параметры старого здания мы встраиваем современные технологии лечения, обновленные системы инженерных коммуникаций и прочее. Фактически мы взяли старый скелет и сейчас наращиваем на него все новое.

Сейчас уже несколько объектов завершили, среди них — пищеблок, станция переливания крови, административный и новый лечебный корпуса. Впереди еще много работы, но мы комплексно приводим в порядок все здания на территории, переводим учреждение на федеральные стандарты и делаем эту больницу опорной не только для города, но и для региона.

Второй объект — перинатальный центр в Донецке. Это медучреждение площадью более 25 тысяч кв. метров мы начали строить через несколько недель после поручения Президента. Специалисты «Единого заказчика» завершили работы в рекордно короткие сроки: от идеи до приема первых пациентов прошло около 14 месяцев.

Также нельзя не упомянуть Приазовский государственный технический университет. 10 корпусов, больше 60 тысяч квадратных метров восстановили фактически за семь месяцев. Университет открыли 1 сентября 2023 года, без задержек. Но это была тяжелейшая работа. Нам нужно было успеть завершить все процессы до Дня знаний — на площадке работали почти 2000 человек круглосуточно.

И отдельно отмечу целый пул проектов восстановления многоквартирных домов со сложными повреждениями конструктива. Решение о проведении таких работ было инициировано со стороны вице-премьера Марата Шакирзяновича Хуснуллина, а мы, в свою очередь, подготовили все необходимое для реализации.

Специалисты смогли восстановить почти 400 домов, или десятки тысяч квартир.

— С какими сложностями столкнулись проектировщики и строители при возведении лечебных учреждений на новых территориях?

— Если говорить о больнице в Мариуполе, то там специалисты работали фактически «с листа», были вынуждены оперативно согласовывать очень много решений, учитывать ограничения по параметрам здания. Но благодаря плотной совместной работе, обсуждениям идем к результату.

А вот для перинатального центра в Донецке мы взяли уже реализованный проект в Туле. Специалисты адаптировали его к местности, немного доработали под современные требования, в том числе организовали другие инженерные сети и установили резервуары для хранения воды. Таким образом, мы решили проблему с перебоями в ее подаче.

— Если мы говорим о знаковых объектах, то нельзя не упомянуть новый корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. 30 мая он принял первых посетителей. Расскажите, пожалуйста, об особенностях этого объекта.

— Это сложный проект, который достался нам в плачевном состоянии.

Когда «Единому заказчику» передали здание, его готовность составляла около 40%, даже меньше. Закончен был только монолитный каркас, шли споры с предыдущим подрядчиком, суды, отсутствовала актуальная проектно-сметная документация.

В 2021 году проектно-сметная документация получила положительное заключение Главгосэкспертизы России — именно это стало одним из ключевых моментов в реализации проекта. Благодаря этому мы смогли начать строительство. Также была проведена большая работа по переходу на пятилетку, так называемое КП-строительство, которое позволило более эффективно планировать расходы на проект.

Благодаря всей работе мы закончили мегасложный объект меньше, чем за три года. Это был один из самых знаменитых долгостроев — фактически новое здание Третьяковской галереи начали возводить еще в 2007 году.

Сейчас специалисты проводят тестирование по технологии запуска музея. Они проверяют температуру, влажность, кондиционирование, чтобы экспонаты не пострадали. А официальное открытие запланировано уже этой осенью.

— Один из самых ожидаемых объектов — Государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Какая ситуация на площадке в настоящее время?

— У этого проекта в Санкт-Петербурге непростая судьба. Мы работаем здесь уже 3,5 года и постоянно продолжаем решать проблемы, касающиеся согласования технических и планировочных решений, подключения сетей. Более того, каждый шаг, будь то усиление фундамента или замена колонн, надо согласовывать с коллегами из профильного комитета в Санкт-Петербурге.

Однако есть еще один фактор — скорость. Мы поставили цель: завершить все работы за три с половиной года вместо шести запланированных. Стараемся сохранять высокий темп: почти полтора года количество строителей на площадке держится от полутора до двух тысяч человек. Люди работают в три смены.

Все это ради великого объекта, где сконцентрирована история культуры, религии и стройки. Консерватория им. Римского-Корсакова — уникальное здание мирового уровня, даже на всем земном шаре количество таких объектов можно пересчитать по пальцам одной руки.

— Раз мы заговорили об особо значимых объектах, то как продвигаются работы по строительству Музея Мирового Океана в Калининграде?

— Это тоже достаточно известный достаточно известный долгострой. Мы приняли этот проект в 2021 году. Он достался нам с проблемами: дефицитом финансирования, отсутствием проектных решений.

После ввода этот объект станет первым и самым масштабным маринистическим музеем в России и мире.

Если говорить о самом конструктиве, то музей условно можно разделить на две части — куб и шар. Первый уже практически завершен, второй — готов примерно на 75%. Внутри здания высотой 42 метра расположатся 29 уникальных аквариумов с морской водой общим весом около 1 тыс. тонн. Планируем завершить работы в этом году, а в следующем — начать принимать посетителей со всей страны.

— Вы рассказали о стольких неповторимых объектах действительно мирового уровня, но что из построенного стало особо значимым с точки зрения нового опыта для страны, отдельного региона или лично для Вас?

— Особую значимость наша работа имеет, конечно же, для восстановления новых регионов. В этом году мы с коллегами сформировали программу, которая позволяет восстанавливать там высшие учебные заведения в приоритетном порядке. В рамках нее мы обновляем вузы региона.

Причем чаще всего это не просто текущий ремонт: мы меняем технологию, обновляем вузы новых регионов.

Кроме того, в этом году мы получили поручение оперативно провести ремонт и передать под заселение тысячи квартир, а также комплексно обустроить Мариуполь: организовать ремонт фасадов, благоустроить территории. Таким образом, «Единый заказчик» комплексно восстанавливает, можно сказать, саму жизнь в регионе, создавая социальные, медицинские и образовательные объекты.

— Если говорить о высших учебных заведениях, то недавно в Министерстве образования и науки обсудили лучшие практики проектирования кампусов и в целом полученный опыт. Если суммировать этот опыт, что нового уже привнесли кампусы в строительную отрасль? Как они, по Вашему мнению, повлияют на дальнейшее развитие инфраструктуры городов и регионов?

— Сегодня совместно с Министерством образования и науки реализуем около 20 проектов студенческих кампусов: большинство из них уже в работе, но часть все еще находится на стадии обсуждения. Причем около половины возводятся за счет бюджета, например, кампусы Уральского федерального университета в Екатеринбурге и Балтийского федерального университета в Калининграде. Но есть и те, которые строятся за счет инвесторов.

Среди них:

  • межвузовский студенческий кампус Евразийского НОЦ мирового уровня в Уфе;
  • студенческий кампус мирового уровня «Арктическая звезда» в Архангельске;
  • кампус мирового уровня СахалинTech при Сахалинском государственном университете;
  • международный межвузовский кампус в Самаре;
  • межвузовский IТ-кампус мирового уровня в Нижнем Новгороде.

При этом мы не только строим и проектируем федеральные вузы, но и по поручению Правительства Российской Федерации нас привлекают для реализации и внебюджетных проектов.

Безусловно, это дало положительные эффекты: мы стали строительной технической структурой, которая собирает компетенции в области проектирования и строительства образовательных учреждений новой формации. В этой же сфере огромная работа ведется Главгосэкспертизой, с которой мы так же, как и с Минстроем России, фактически в оперативном каждодневном режиме консультируемся по этим объектам.

Особенностью образовательных кампусов являются новые современные пространства. Теперь это не аудитории, а, например, места для коллективных занятий. Наша задача состоит в том, чтобы создавать пространства, которые всегда будут задействованы. Неважно, коридор, рекреация, спортивный зал, аудитория или библиотека. Теперь это многопрофильные, многофункциональные помещения.

Второй важный момент — эти проекты становятся центрами притяжения. Жилье, аудитории, объекты спорта, места для прогулок, благоустроенные пространства, кафе и даже химчистки — там должно быть все, что нужно не только студентам, но и преподавателям. Фактически — это город в городе.

И сегодня, благодаря тому, что в регионах строятся такие объекты, это позволяет молодому населению не только не стремиться куда-то уезжать, а наоборот — превращать эти вузы в центры компетенций, что привлекает сюда людей из соседних регионов, помогает развивать территории.

Более того, сейчас очень много технологических партнеров развивают кампусы. В итоге получается, что это не просто научное, а научно-практическое пространство, где человек фактически может учиться и сразу понимать, где он дальше будет работать.

— Сейчас многие говорят про нехватку строительных кадров. Есть ли такая проблема у вас в организации? И вообще, где вы ищете кадры для себя, и что вам как работодателю важно при приеме людей на работу?

— Сегодня наша страна находится в активной фазе развития в каждой из сфер. Уровень конкуренции за кадры также высокий. Но у специалистов появилось право выбора.

Истинные патриоты своей профессии будут придерживаться отраслевого курса, и для них деньги никогда не будут во главе. Но если говорить про рабочий состав, конечно, у нас существует нехватка кадров.

В свою очередь, мы стремимся минимизировать зависимость от иностранных специалистов, но в стройке пока это непросто. Однако поиск специалистов продолжается, например, среди инженерного состава, а также среди учащихся колледжей, техникумов.

Другой важный момент — это правильная подготовка, в том числе молодых специалистов и в вузах, и в структурах работодателей. Главное, чтобы человек не просто знал профессию, но и владел минимальными знаниями менеджмента, понимал, как оперативно принимать решения, согласовывать документы, ставить задачи.

Каких людей мы ищем? У нас есть два ключевых принципа: два П — порядочность и профессионализм. Это общие понятия, но они говорят о нашем направлении и стремлениях.

Человек должен не только понимать, что он делает и как, но и хотеть быть профессионалом в своей области. Порядочность, на самом деле, даже важнее местами, чем профессионализм. Потому что знающего человека можно вырастить внутри коллектива, а воспитать порядочность, к сожалению, очень сложно.

Помимо этого, внутри компании мы запустили работу над стратегиями отдельных подразделений, в том числе по HR. Нам необходимо определить, кого же мы хотим найти, кто нам нужен. Наша цель — формировать команду, которая будет эффективно реализовывать те непростые задачи, которые ставит перед нами руководство страны. Но все это в конечном счете направлено на благо наших граждан.

Источник: Вестник государственной экспертизы