Импортозамещение удерживают в сроках

Госказаказчик реконструкции Петербургской консерватории, новой сцены МДТ и строительства онкологического центра имени Петрова не отказывается от планов завершить проекты в 2024 году.

Необходимость импортозамещения не скажется на сроках выполнения ключевых проектов публично-правовой компании (ППК) «Единый заказчик в сфере строительства» — реконструкции и реставрации консерватории имени Римского-Корсакова, строительстве новой сцены Академического Малого драматического театра — Театра Европы (МДТ) и клинического корпуса Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Петрова. Об этом в пятницу, 15 апреля, рассказал генеральный директор ППК Карен Оганесян. Эксперты считают, что последствия санкционных ограничений имеют отложенный характер и скажутся как на выполнении сроков госконтрактов, так и на их стоимости.

Потребность в замещении затрагивает в большей степени технологические решения, а не материалы, подчеркнул господин Оганесян, но это не скажется на сроках выполнения работ. В 2024 году госзаказчик намерен сдать и консерваторию (с опережением срока), и новую сцену МДТ, и клинический корпус онкологического центра.

Ключевой объект ППК «Единый заказчик в сфере строительства» (правопредшественники — ФГКУ «СЗДС Объектов Культуры» Минстроя РФ, ФКУ «ДЕЗЗ» Минздрава РФ и др.) в Северной столице — Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Как ранее писал «Ъ-СПб», восстановительные работы в консерватории были приостановлены в 2015 году (см. «Ъ-СПб» от 21.09.2021). В 2020 году государственный контракт на завершение реконструкции был подписан с АО «Политехстрой», которое в сентябре 2021 года приступило к работам. Проект реконструкции предусматривает увеличение полезной площади здания до 31 тыс. кв. м, воссоздание исходного архитектурного облика с сохранением исторических интерьеров и фасадов, а также комплексную модернизацию Большого и Малого залов консерватории. Стоимость контракта составляет 13,4 млрд рублей.

«Сегодня ведутся реставрация фасадов и кровельные работы,— рассказал господин Оганесян,— и мы намерены в этом году открыть лицевую часть фасада со стороны улицы Декабристов».

Сдвинулась с мертвой точки реализация и другого проблемного проекта Минкультуры — строительство новой сцены МДТ на Звенигородской улице, 7А. Объект строится более пяти лет, в декабре 2021 конкурс на подрядные работы выиграла компания Бориса Ротенберга ООО «Трансепт Групп» (см. «Ъ-СПб» от 20.12.2021). По условиям контракта стоимостью 8,03 млрд рублей подрядчик построит семиэтажное здание общей площадью 32 тыс. кв. м с залом на 375 человек.

На прошлой неделе петербургский комитет по градостроительству и архитектуре согласовал архитектурно-градостроительные решения новой сцены МДТ. «Теперь, когда понятен облик здания, можно активизировать работы по фасадам и кровле»,— говорит Карен Оганесян. По словам руководителя ППК «Единый заказчик в сфере строительства», в ближайшее время подрядчик получит разрешение на строительство и приступит к работам.

Как правопреемник ФКУ «ДЕЗЗ» Минздрава, РФ ППК «Единый заказчик» выполняет функции госзаказчика на строительстве клинического корпуса Национального научного исследовательского центра онкологии имени Петрова в поселке Песочный Курортного района Санкт-Петербурга. Проектом предусмотрено строительство семиэтажного здания площадью 32,1 тыс. кв. м. В новом корпусе появится стационар на 229 койки с отделением трансплантации костного мозга, отделением реанимации и интенсивной терапии, операционный блок и отделение переливания крови. Контракт на 5,2 млрд рублей заключен с АО «Дина Интернешнл». Как сообщил Карен Оганесян, в данный момент на некоторых отсеках объекта возведено четыре этажа, во втором квартале планируется завершить конструктивные работы.

Окончание работ на всех перечисленных объектах намечено на 2024 год, заверил журналистов господин Оганесян. Для новой сцены МДТ и клинического корпуса онкологического центра имени Петрова этот срок является плановым. Реконструкцию и реставрацию консерватории строители намерены завершить раньше — не в 2025, а в 2024 году. Как объяснили в пресс-службе АО «Политехстрой», чтобы уложиться в сжатые сроки и не нарушить технологию (реставрационные работы должны вестись при среднесуточной температуре выше +10° С) вокруг всех четырех фасадов здания на Театральной площади возвели теплый контур из пластиковых панелей и утеплителя. Всю зиму и первые недели весны реставраторы занимались расчисткой, вычинкой, укреплением стен, что позволило ускорить темпы выполнения работ.

На вопрос о доле импортных материалов и оборудования на основных объектах Петербурга Карен Оганесян ответил, что в общестроительных работах доля зарубежных материалов составляет 5–10%, в технологических решениях объектов культурного назначения — достигает 25–30%. Речь идет о сценическом, световом и звуковом оборудовании, но, по утверждению руководителя ППК, проблем с замещением технических элементов компания пока не испытывает.

Нет проблем и с финансированием проектов, обнадеживает заказчик. По информации господина Оганесяна, после прохождения в прошлом году государственной экспертизы по оценке стоимости проектов удорожание работ на объектах ППК находится в среднем в пределах 17%. По объектам в Санкт-Петербурге пересмотра стоимости проектов не произошло, уточнили в пресс-службе компании. «Мы допускаем, что будет небольшое увеличение с учетом роста цен на строительство в этом году, но механизм, прописанный в постановлении правительства РФ №1315 от 9 августа 2021 года, позволяет компенсировать обоснованные подтвержденные дополнительные затраты подрядчиков через прохождение госэкспертизы», — пояснил генеральный директор «Единого заказчика в сфере строительства».

Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает проблему замещения импортного оборудования в технологиях строительства и механизмах культурных объектов более серьезной, так как она требует дополнительного времени на перепроектирование элементов оборудования и поиск новых поставщиков. «Это приведет к объективному увеличению сроков выполнения контрактов и удорожанию проектов как минимум в пределах 30%», — уверен эксперт.

Источник: Коммерсантъ

Комитет ГД по строительству и ЖКХ рассмотрел поправки третьего антисанкционного пакета мер поддержки строительной отрасли

Сегодня на заседании Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрены поправки депутатов к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

При обсуждении документа в первом чтении и комитеты ГД, и депутаты в зале высказывали большое количество опасений, касающихся потенциальной отмены проведения археологических изысканий перед началом строительства, угрозы застройки заповедных территорий озёра Байкал и иных ООПТ, аналогичной угрозы ценным сельхозземлям и ликвидации перечня важных согласительных процедур при коммерческом строительстве. Ровно по этим же причинам законопроект вызвал резонанс и в публичном пространстве. Все вышеперечисленные опасения были зафиксированы в постановлении ГД обязательной задачей для решения, с поручением нашему комитету учесть их поправками ко второму чтению.

По итогам совместной работы 7 комитетов-соисполнителей, профильных министерств и экспертов, а также сегодняшнего заседания комитета сформирован текст ко второму чтению, в котором основные моменты:

1. Новое строительство на Байкальской природной территории не допускается. Территория Байкала останется полностью защищенно, как и сейчас. Исключение только для объектов БАМа и Транссиба, строительство которых регулируется отдельными действующими специальными положениями.

«Это наша принципиальная позиция, которая подержана правительством и отражена в поправке за моей подписью», – отметил председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

2. Особо охраняемые природных территории (ООПТ) и особо ценные сельхозземли защищены от нового строительства. Эти территории выводятся из под действия законопроекта. Строительство на таких территориях, как и прежде, возможно только с учетом требований к режиму соответствующих земельных участков, установленных соответствующими федеральными законами.

«Строительство и реконструкция любых объектов инфраструктуры будет осуществляться исключительно с соблюдением природоохранного и экологического законодательства», – уточнил Сергей Пахомов.

3. Экспертиза объектов археологического наследия сохраняется на исторически ценных территориях.

В процессе консультаций с научным сообществом было найдено общее решение: обязать Правительство России определить виды работ, перед которыми необходима экспертиза территорий в связи с возможностью при выполнении таких работ повредить находящиеся под землей или водой археологические артефакты, а также иные случаи объективной необходимости такой экспертизы в этих целях. На таких территориях будет действовать существующий порядок. На всей остальной территории – в сокращенном объеме.

«В целом все участники процесса признают, что действующие сегодня нормы избыточны и существенно тормозят строительство. Вместе с тем, полностью отказываться от них нельзя. Рациональный компромисс между охраной археологического наследия и снятия избыточных барьеров в инвестиционном развитии территорий в сложный период действия экономических санкций, найден», – отметил Сергей Пахомов.

Так же был утверждён исчерпывающий перечень видов приоритетных объектов инфраструктуры, которые могут быть построены в упрощённом порядке и для которых Правительство сформирует сам этот упрощённый порядок согласований. В него вошли только объекты инфраструктуры, необходимые для реализации государственных целей и задач:

  • магистральные газопроводы, нефтепроводы, объекты энергетической инфраструктуры,
  • объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляется в целях сокращения дефицита таких объектов на территории населенного пункта,
  • объекты промышленной инфраструктуры, обеспечивающие создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, а также производство продукции, не имеющей российских аналогов, производство энергоэффективных строительных материалов.

Также в законе отражена обязанность Правительства формировать и утверждать конкретные перечни таких объектов, с учётом разрешённых законом видов.

«Обращаю внимание, речь идёт о возможности строить в упрощённом порядке только государственные объекты. Частник инвестиционные стройки проходят стандартные процедуры согласований», отметил Сергей Пахомов.

Так же не стоит забывать, что срок действия так называемого «транспортного закона» (до 31 декабря 2024 г.) не меняется.

«В целом, в сложившейся геополитической и экономической ситуации реализация законопроекта позволит существенно (примерно на 1 год) сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением граждан. Именно такое поручение дал Президент несколько дней назад по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ», – заключил Сергей Пахомов.

Все замечания комитетов-соисполнителей, которые были высказаны изначально и отражены в постановлении ГД по итогам принятия законопроекта в первом чтении учтены. Законопроект будет рассмотрен во втором чтении на следующей неделе.

Источник: Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 

Инфосистему управления строительными проектами доработают до конца года

Информационную систему управления проектами строительства планируется доработать до конца этого года, сообщил журналистам в четверг гендиректор ППК “Единый заказчик в сфере строительства” Карен Оганесян.

“В настоящее время ведется доработка и адаптация для нужд федеральных строек программы управления проектами строительства. Уже в следующем году она будет предложена региональным заказчикам”, — сказал Оганесян.

Он пояснил, что разработка единой информационной системы позволит выработать единые стандарты управления строительными проектами и сократить издержки при их реализации.

Оганесян отметил, что такая унификация подходов тем более актуальна в свете предложений о создании единых заказчиков в регионах.

Ранее глава Минстроя Ирек Файзуллин заявил о необходимости создавать в регионах РФ единых заказчиков.

“Все эти действия требуют нового подхода к обучению специалистов наших региональных министерств (…), вообще всех органов исполнительной власти, которые на территории осуществляют капитальное строительство. Сегодня это пока продолжается — в большинстве регионов отсутствуют единые заказчики, хотя мы, конечно, настраиваем регионы на то, чтобы такие службы создавались, и создавались профессиональные, компетентные службы заказчиков на территориях”, — сказал Файзуллин на XXI Всероссийском съезде строительных СРО в Москве.

Он отметил, что данные службы должны обладать всеми полномочиями и опытом, который “может быть сконцентрирован в одном месте”.

Напомним, в РФ с 1 февраля 2021 года функционирует ППК “Единый заказчик в сфере строительства” для эффективной реализации федеральных целевых программ и национальных проектов. Компания работает с объектами капитального строительства в области образования, культуры, спорта и здравоохранения, финансовое обеспечение которых ведется за счет федерального бюджета. За первый год работы компания достроила 11 объектов по всей стране, в том числе знаковых.

Источник: ИНТЕРФАКС

“Единый заказчик” завершит первые объекты в “Артеке” к середине 2022 года

Руководство публично-правовой компании “Единый заказчик в сфере строительства”, которая курирует строительство объектов в Международном детском центре “Артек”, рассчитывает завершить 20 объектов, которые были переданы ей недостроенными, к 2024 году, первые из них – уже в этом году. Об этом сообщил журналистам генеральный директор компании Карен Оганесян.

Ранее “Артек” вошел в перечень 156 социальных объектов, строительство которых осуществляет публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”. Всего Единый заказчик контролирует проведение строительных работ по 33 объектам “Артека”.

“Нам перешло 20 объектов в разной стадии готовности – от совсем стартовой до практически законченной, и еще ряд объектов – на стадии проектной документации. <…> Четыре объекта подошли к завершению, за ближайший квартал планируем получить заключения соответствия, ввести в эксплуатацию. У нас задача в ближайшие два года – 20 объектов Артека, которые в той или иной стадии готовности, завершить”, – сказал Оганесян.

Он уточнил, что параллельно будет начата работа над объектами, которые находятся на стадии проекта. Многие из них потребовали доработки документации.

“Эти проекты не учитывали все изменения стоимости, которые сложились в 2020 году, в 2021 году. И мы были вынуждены <…> провести анализ проектной документации, определить проблемы, которые есть с этой проектной документацией, чтобы не сделать шаг вперед – два назад, а чтобы, начав стройку, логически закончить”, – пояснил Оганесян.

“Артек” – в прошлом самый знаменитый пионерский лагерь СССР – основан в 1925 году. После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году детский центр, который сейчас состоит из девяти лагерей, стал федеральной собственностью. “Артек” – один из самых результативных госпроектов развития в Крыму, с 2014 года завершен основной этап реконструкции детского центра, создана инфраструктура. Сейчас “Артек” принимает более 40 тыс. детей в год. К своему 100-летию центр, как ожидается, примет двухмиллионного воспитанника.

Источник: ТАСС

Доля импортных стройматериалов на объектах Единого заказчика в РФ не превышает 10%

Доля российских строительных материалов на социальных объектах, которые в России возводит “Единый заказчик в сфере строительства”, составляет 90-95%, сообщил в четверг журналистам генеральный директор публично-правовой компании Карен Оганесян.

“Доля российских строительных материалов на наших объектах приближается к 90-95%. В нынешней ситуации российские производители наращивают свои мощности, и мы понимаем, что в ближайшее время мы закроем полностью оставшуюся потребность российскими производителями”, – сказал Оганесян.

По его словам, доля импортного инженерного оборудования при строительстве жилья составляет 5-10%, а на медицинских объектах может доходить до 15-20%. Доля же технологического оборудования, например, для больниц или объектов культуры, может составлять от 30% и более.

“Однако по многим позициям есть аналоги в России или дружественных странах, мы оцениваем эксплуатационные характеристики. А в среднесрочной перспективе – в ближайшие два-три года – мы в состоянии большинство оборудования, которое сегодня закупается за рубежом, обеспечить российским производством”, – подчеркнул гендиректор Единого заказчика.

Публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства” создана в начале 2021 года. Ей передан контроль за строительством социальных объектов, финансируемых из федерального бюджета. Сегодня в ведении компании находятся более 150 объектов: медицинские центры, спортивные залы, театры, цирки, музеи и так далее.

Литинститут откроет учебный год в историческом здании

Отреставрированные корпуса Литинститута на Тверском бульваре в центре Москвы примут студентов 1 сентября, сообщил журналистам гендиректор ППК “Единый заказчик в сфере строительства” Карен Оганесян в четверг.

“Приспособление для современного использования и реставрация зданий Литературного института завершится в ближайшее время. Новый учебный год студенты начнут в отреставрированных исторических корпусах”, — сказал Оганесян.

По его словам, проект предусматривает полный комплекс ремонтно-реставрационных работ, благодаря которым объект общей площадью 4,5 тыс. кв. м сохранит исторический облик.

“В частности, будет воссоздан лепной декор на фасадах и интерьерах, а также отреставрированы оконные и дверные блоки, кирпичная кладка несущих стен, козырьки и другие элементы декора”, — добавил Оганесян.

Главгосэкспертиза одобрила проект реставрации в 2021 году. Он предусматривает, в том числе, полную замену всех инженерных систем и благоустройство территории. Завершение реставрации намечено на 2022 год.

Литературный институт имени А. М. Горького расположен на Тверском бульваре в историческом здании усадьбы А.А. Яковлева, построенной в XVIII–XIX вв. Здание признано объектом культурного наследия.

Источник: ИНТЕРФАКС

Единый госзаказчик: импортные технологии на стройках заменят за 2-3 года

Замена на отечественные аналоги импортного высокотехнологического оборудования на объектах, возведение которых контролирует Единый заказчик в сфере строительства, может произойти за два-три года, сказал журналистам гендиректор организации Карен Оганесян.

Он отметил, что на долю импорта по высокотехнологическому оборудованию приходится около 30%.

“Сейчас наши производители наращивают свои мощности. В среднесрочной перспективе – два-три года – мы в состоянии заменить его отечественным производством”, – сказал Оганесян, уточнив, что в ближайшей перспективе замещение может происходить за счет товаров из дружественных стран.

Кроме того, по его словам, в 2022 году, из-за частой необходимости пересмотра проектных документов, на 10% объектов заказчика может произойти сдвиг сроков ввода в эксплуатацию, но не более чем на два-три месяца.

Публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства” создана для контроля строительства объектов, финансируемых из федерального бюджета. В течение первого года работы она завершила возведение 11 социальных объектов.

Источник: РИА НОВОСТИ

В регионах России намерены в срок построить объекты инфраструктуры, несмотря на санкции

Санкции не помешают завершить крупнейшие инфраструктурные проекты страны в установленные сроки. Как сообщили ТАСС представители строительных компаний и региональных властей, часть стройматериалов производится на отечественных заводах. А “бумажные” и финансовые трудности при строительстве помогут снять антисанкционные меры правительства. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, сохраняются планы и по ключевой автодорожной стройке страны – трассе М-12 Москва – Казань, и даже по строительству единственного за Уралом метро в Новосибирске.

В большинстве регионов не планируют переносить сроки строек или отказываться от них.

ТАСС разбирался, как отразятся санкции на цене контрактов.

О строительстве дорог

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) констатирует, что все запланированные стройки идут по плану: “Финансирование программ и обязательства по контрактам осуществляются в полном объеме”. На этот год у Росавтодора запланированы строительство и реконструкция 24 объектов протяженностью более 207 км, ремонт 6,2 тыс. федеральных трасс и работы на региональной дорожной сети. “Контрактация объектов нацпроекта “Безопасные качественные дороги” текущего года выполнена уже на 87,41 % от общего объема запланированных работ”, – сообщили ТАСС в Росавтодоре. В соответствии с графиком идет и строительство трассы Москва – Казань. В будущем этот платный дублер действующей сейчас дороги будет протянут до Екатеринбурга и станет ключевым участком международного маршрута “Европа – Западный Китай”. Дорога до Казани должна быть достроена в 2024 году – планы подтвердил премьер-министр, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме. “На каждом километре трассы М-12 от Москвы до Казани идет работа”, – отмечают в ГК “Автодор” (оператор скоростных платных дорог в стране).

Проблемы могут возникнуть не столько с самим строительством, сколько с его ценой, констатируют местные власти. Например, строительство нового терминала в аэропорту Томска, который должен в два раза увеличить пассажиропоток, в сентябре 2021 года оценивалось в 2,8 млрд рублей, но неизвестно, во сколько оно обойдется сейчас – скорректированный проект с изменениями в смете заказчик (холдинг “Новапорт”) и подрядчик должны предоставить властям в мае-июне. В Вологодской области проводят переоценку всех крупных строек, вплоть до стоимости строительства крытого катка, в других регионах ситуация схожая.

Губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил, что в условиях жесткого санкционного давления разрабатываются новые меры поддержки. “Рассматриваем различные варианты ускорения и оптимизации государственно-частного партнерства с учетом действующего законодательства. Ключевые инвесторы и финансовые структуры подтвердили готовность сотрудничать с городом и совместно работать над инвестиционными проектами”, – приводит его слова пресс-служба правительства города.

В отдельных случаях заказчики стараются быстрее расплатиться с подрядчиками за стройматериалы, не дожидаясь большего роста цен. Так поступили власти в Екатеринбурге и Самарской области – последним удалось добиться того, что федеральные средства, предусмотренные на строительство моста через Волгу (который входит в международный транспортный коридор “Европа – Западный Китай”) в 2023 году, перенесли на этот год. Проект подорожал, но власти региона рассчитывают получить компенсацию из федерального бюджета.

Антикризисный пакет мер поддержки

Такая компенсация возможна – механизм предусмотрен мерами правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций. Так, власти вновь разрешат увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт в пределах 30% по согласованию заказчика и подрядчика – такая мера поддержки отрасли была запущена прошлым летом из-за удорожания строительных материалов и действовала до конца 2021 года. Также власти автоматически продлят сроки действующих разрешений на строительство, которые истекают до 1 августа 2022 года, упростят порядок проведения госэкспертизы проектной документации – если застройщик заменил стройматериалы и цена строительства не выросла более чем на 30%, повторную экспертизу проходить не придется.

Сохраняется надежда на стабилизацию цен на стройматериалы: как заявил вице-премьер Марат Хуснуллин в эфире телеканала “Россия-24”, стоимость металла в России в последние две недели стабилизировалась и даже начала снижаться.

О нарушении логистических цепочек

Тем не менее, сложности с поставками импортных составляющих в отдельные регионы привели к тому, что часть проектов пришлось отложить или пересмотреть. Например, это коснулось проекта создания и реконструирования трамвайных путей в Ростове-на-Дону, а также закупки в город новых трамваев. Подвижной состав не может быть поставлен из-за импортных комплектующих, говорил Хуснуллин. По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, проект будет реализован, но потребует пересмотра.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе крупнейшего транзитного авиаузла за Уралом – новосибирского аэропорта Толмачево (входит в холдинг “Новапорт”), подрядчиком работы по реконструкции аэровокзального комплекса стоимостью 17 млрд рублей, несмотря на санкции, ведутся в соответствии с графиком. Но собеседница агентства уточнила, что из-за корректировки проектно-сметной документации могут сдвинуться сроки реконструкции одной из двух взлетно-посадочных полос. Сейчас корректировка завершена, документация направлена на госэкспертизу.

В других регионах, например в Кемеровской области, считают нецелесообразным переносить работы на более позднее время. Так, обход города Кемерово длиной в 47 км власти хотят запустить в срок – осенью 2024 года, говорил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. По данным подрядчиков, дефицита материалов и резкого роста цен при строительстве этого объекта возникнуть не должно – все необходимое производится в регионе.

Источник: ТАСС

Строителям упрощают переход на российские материалы

Возведение школ или поликлиник не будет затягиваться из-за того, что строители вынуждены сейчас искать стройматериалы или оборудование у других поставщиков. С 14 апреля вступает в силу постановление правительства об упрощенном порядке прохождения госэкспертизы.

Строительная отрасль более остальных готова к импортозамещению, отмечает член Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов. Но с некоторыми материалами и оборудованием больше сложностей – из-за дефицита деталей, которые ранее закупались на Западе. В прошлом году, например, 30% лифтов были импортными, сейчас застройщики активно ищут им замену на внутреннем рынке. Доля импортного специализированного оборудования в медицинских объектах иногда доходит до 50%, высоки объемы зарубежного оборудования – мультимедиа-систем, светового оборудования – в музеях, цирках, театрах и других объектах культуры, рассказывал “РГ” гендиректор компании “Единый заказчик” Карен Оганесян. В части собственно стройматериалов на знаковых объектах импорт доходит до 20-30% – это обычно инженерное оборудование.

“Вопрос импортозамещения сейчас стоит очень остро. Одни зарубежные производители ушли с российского рынка, другие приостановили поставки из-за сложностей с логистикой, плавающих курсов валют и непонятных сроков доставки грузов”, – отмечает руководитель архитектурной мастерской N 1 Градостроительного института “Мирпроект” Максим Долгов. Однако при замене оборудования на аналогичное российское или азиатское необходимо проходить повторную госэкспертизу. Постановлением правительства этот порядок упрощается. Разрешается вносить в проектную документацию изменения без проведения повторной экспертизы, если сметная стоимость строительства вырастает не более чем на 30% и не более чем на 100 млн рублей. Если эти “пороги” превышены, то повторная экспертиза проводится, но в упрощенном порядке: сокращен список документов, проверка должна длиться не более 14 рабочих дней, а плата за это не взимается, поясняет пресс-служба Главгосэкспертизы. Эти правила будут действовать до конца нынешнего года.

Объединение трех видов экспертиз сократит сроки строительства на 2-4 месяца

“Сокращение времени на экспертизу, а значит, ускорение процесса строительства существенно ускорит введение объектов в эксплуатацию, что особенно важно для объектов социальной сферы”, – отмечает Гарипов.

Также до конца года в ряде случаев не будет проводиться государственная экологическая экспертиза, а при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия – историко-культурная экспертиза. Цель этих нововведений – сокращение сроков инвестиционно-строительного цикла, отмечал глава минстроя Ирек Файзуллин.

Отмены экологической и историко-культурной экспертиз не предполагается – их проведение не требуется лишь в случаях, когда проект проходит госэкспертизу. Она, в свою очередь, уже предполагает оценку проектной документации на соответствие требованиям экологической безопасности и охраны объектов культурного наследия. “Иначе говоря, все три экспертизы будут проводиться в рамках одной и один раз”, – пояснил министр. Благодаря этому сроки строительства сокращаются минимум на 2-4 месяца.

И все же это спорный момент, считает Долгов. “Существует риск, что упрощение процедуры на практике приведет к тому, что застройщики будут игнорировать определенные стадии согласований, которые раньше не пропускали”, – говорит он.

Строительство фондохранилища для музея-заповедника «Херсонес Таврический» завершат в Севастополе к концу года

Строительство фондохранилища для музея-заповедника «Херсонес Таврический» завершат в Севастополе к концу 2022 года.

Технически объект готов на 89 процентов. Для завершения строительно-монтажных работ ожидается получение во втором квартале 2022 года заключения Главгосэкспертизы России по откорректированной проектной документации на соответствие действующим нормативно-техническим требованиям. Окончательно завершить строительство фондохранилища планируется в четвертом квартале 2022 года.

Необходимо учесть требования надзорных органов к организации зданий фондохранилищ.

В настоящее время проектная документация находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе России. Положительное заключение планируется получить во втором квартале 2022 года.

На первом этаже здания с атриумом будут располагаться экспозиционные залы, лектории и фондохранилище. Второй и третий этажи вместят помещения фондохранилища и кабинеты администрации. Планируется, что фасад здания будет частично облицован камнем местного происхождения. Реализация объекта предусмотрена государственной программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя».